История Ирландских танцев

Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени у нас есть первые данные о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится «феш»), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на «длинные» танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), «круглые» танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев. В любом случае это были скорее прародители современных сет-танцев и кейли танцев. Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore — это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.

Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причём давать у себя приют учителю танцев считалось большим почётом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвёртой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым «модным» танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «шаг» или «степ». Поэтому в отношении джиг и рилов, которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин «степ-танцы». Важно понять, что ирландские «степ-танцы» изначально связаны именно с «шагами»-элементами по восемь тактов, а не с «чечёткой» — ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом «степ». Хотя, конечно, такие удары входят в «шаги» современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.

В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

Ирландские танцы с давних времен очень популярны по всему миру. Они поражают воображение своей энергичностью, динамичностью, экспрессивными движениями. Для того чтобы посмотреть на настоящие ирландские танцы со всех городов мира приезжало огромное количество людей. Те эмоции, которые танцоры вкладывали в танец, завораживали всех, кто смотрел ирландские танцы, и именно эмоции, которые вкладывались в танец, являлись традиционными для тех, кто его исполнял. В наше время многие страны мира открыли в своих городах школы ирландских танцев, и популярность их ширится с каждым днем. Если вы хотя бы раз видели, как исполняются ирландские танцы, вы не только никогда не сможете забыть этого, но и захотите научиться танцевать так же. Особенно ирландские танцы действуют на русских, так как по духу танцы двух стран очень близки.

Ирландские танцы очень похожи по остроте эмоциональной окраски и быстрым, веселым мелодиям на танцы, которые танцевали наши предки, и которые танцуют и сейчас. Учитывая то, что постоянно открываются все новые и новые школы ирландских танцев, поступить в такую школу может практически любой желающий. Занятия организованы таким образом, что человек не только учится танцевать, но и развивается физически.

Ирландские танцы определяются несколькими стилями. При этом каждый стиль существенно отличается один от другого. Эти отличия заметны не в фигурах танца и не в его элементах, и даже не в музыке. Стили отличаются по ритмике и размеру музыкального произведения. Нельзя сказать, что стили отличаются друг от друга только музыкальным размеров, так как каждый стиль имеет свои определенные индивидуальные движения в танце, но тем не менее именно согласно музыкального размера разделяют стили танца. В танце существует не менее сорока основных танцевальных движений. Одни из них очень похожи на движения, которые используются и в иных видах танцев, но есть так же такие, которые исполняются исключительно в ирландских танцах. Каждому танцу соответствуют те или иные, строго упорядоченные и фиксированные комбинации движений. Кроме того, что стили различаются музыкальным размером, они также разделяются и при помощи исторического начала, и по всей структуре исполнения танца.

Джига (jig)

Упоминается ещё в материалах по древней истории Ирландии (две джиги — «The Kerry Dance» и «The Kesh Jig»). Существует несколько вариаций джиги: одиночная (light jig), двойная (англ. single jig), тройная (англ. treble jig) и скользящая джига (англ. slip jig). Музыкальный размер джиги 6/8 (акцент в ритме делается на: раз-два-три четыре-пять-шесть). Размер скользящей джиги — 9/8 (раз-два-три два-два-три раз-два-три два-два-три итд). Одиночная или одинарная джига — танец в мягкой обуви (soft shoe, ghillies, irish dancing pumps). Тройная или требл джига — танец в жестких ботинках с набойками (англ. hard shoe). Скользящую или слип-джигу танцуют в мягкой обуви. Танец включает в себя много прыжков, пируэтов, махов. Скользящую джигу танцуют в основном женщины, но с конца 80-х годов прошлого века набирает силу движение за возвращение в этот танец мужчин.

Рил (reel)

Возник примерно в 1750 годах в Шотландии, и ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие (два рила — «Kelseys Wee Reel» и «Miss MacLeods Reel»). Музыкальный размер рила 4/4. Рил по характеру «бегущий» танец. Рил танцуют как женщины, так и мужчины. Женщины танцуют рил в мягкой обуви, мужчины — в специальных мягких ботинках с каблуками (англ. reel shoes).

Хорнпайп (hornpipe)

Появился около 1760 года, из английских миниатюр (два хорнпайпа — «Ricketts' Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк [Cork]. Музыкальный размер хорнпайпа 4/4, напоминающий медленный рил с акцентом на первый и третий удары (раз-и-э два-и-э три-и-э четыре-и-э).